(Санин; † 28.08.1515, Москва), архиеп. Ростовский и Ярославский. Сын мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина († между 1475-1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого. В. от «юности сопребывал» с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского († 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впосл. вспоминавшему об этом. В. поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиевом боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре. Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с неск. иноками, среди к-рых был В., покинул обитель.
Вместе с прп. Иосифом В. подвизался в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, где произошло разлучение братьев; позднее В. неск. раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и В. известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы, «осквернивъшаго святительский великий престол», т. е. в 1491-1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих. Из послания становится известно, что В. в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем. (Будучи в столице, В. узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик.)
Не позднее 1502 г., когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича) при дворе вел. князя стало ослабевать, В. был поставлен игуменом Симонова Нового в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. В июле того года В. получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. В. настоятельствовал в Симоновом мон-ре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей - Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При В. в мон-ре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков).
18 янв. 1506 г. в Москве состоялась хиротония В. во архиепископа Ростовского и Ярославского, к-рую возглавил митр. Симон. До отъезда в епархию новопоставленный архиерей обсуждал с митрополитом и вел. князем дела своей епархии, о чем свидетельствует настольная грамота, выданная В. в июле 1506 г. Иоанну, настоятелю Кириллова Белозерского в честь Успения Богородицы мон-ря (в грамоте говорится о том, что Иоанн поставлен на игуменство «по слову великого князя»). При В. в Ростове шла постройка нового здания Успенского собора.
В. неоднократно приезжал в Москву, поддерживал прп. Иосифа, о чем известно из сочинений волоцкого игумена. В послании В. А. Челяднину прп. Иосиф писал о поношении в свой адрес со стороны Вассиана (Патрикеева), добавляя при этом: «А та, господине, татратка ныне у архиепископа у Васиана». В «Письме о нелюбках» говорится, что когда прп. Иосифу сообщили о еретичестве «у пустынников» в заволжских обителях, то он «послал ту грамоту к Ростовъскому архиепископу Васьяну, понежь в его архиепископьи. А в та времена Васьян архиепископ на Москве был. И Васьян архиепискуп ту грамоту подал великому князю».
После перехода Волоколамского мон-ря под патронат вел. князя у прп. Иосифа возник конфликт с Новгородским архиеп. св. Серапионом, в епархии к-рого находился мон-рь. Конфликт рассматривался на Соборе в 1509 г., лишившем сана Новгородского владыку; по повелению вел. князя Василия III и митр. Симона В. спрашивал архиеп. Серапиона о причине отлучения им игум. Иосифа. Житие свт. Серапиона объясняет его сведение с престола влиянием на митрополита В., характеризуя его «легка умом и легчайша разумом». Между тем прп. Иосиф свидетельствует, что помимо его брата в качестве главного обвинителя на Соборе против Новгородского владыки выступал игум. Нил (Послания Иосифа Волоцкого. С. 222-223). 8 июля 1509 г. прп. Иосифу была дана разрешительная грамота, его брат был среди участников этого Собора. 3 авг. 1511 г. Ростовский архиепископ возглавил интронизацию нового Предстоятеля Русской Церкви - митр. Варлаама.
В. скончался в Москве, на подворье Ростовских архиереев в Дорогомилове, похоронен в ростовском Успенском соборе, место погребения утеряно. В кормовой книге Иосифо-Волоколамского мон-ря под 28 авг. отмечена память В., при жизни сделавшего в мон-рь значительный вклад - 730 р.
В. является автором жития прп. Пафнутия Боровского, сохранившегося в 2 редакциях - отдельной и редакции, включенной свт. Макарием в майский том Великих Миней Четьих (последняя редакция не издана). Автор жития, отличающегося полнотой и подробностью, основывался на рассказах прп. Иосифа и др. учеников прп. Пафнутия - Иннокентия и Исаии. Житие содержит одно из ранних упоминаний об иконописце Дионисии, расписавшем монастырский храм.
Опись Волоколамского мон-ря 1545 г. называет ряд рукописей, переписанных В. или принадлежавших ему: Псалтирь, сборник «старой в два столбца, с начала писмо владыки Васиана Ростовскаго», 2 Ирмология, один из к-рых переписан В.
В. был адресатом послания Н. Булева, католика, врача вел. кн. Василия III, письмо содержало пропаганду унии католич. и правосл. Церквей. Ни письмо Булева, ни ответ В. не сохранились, известен ответ Булеву анонимного автора.